ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ
О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
Наши предки различали два вида вещей: те, что зависят от нас, и те, что никоим образом от нас не зависят. Недавно с риском для жизни мы узнали о том, что отныне зависим от тех вещей, что зависят от нас.
Мир, будь он живой или неживой, не образует собой, как мы это высокомерно себе представляли, «окружность, в центре которой находимся мы с вами», — полагая себя неким стержнем, полюсом притяжения или штабом командования. Он должен быть нашим партнером, с которым нужно вести постоянные переговоры, но главное — подписать с ним Договор…
Сначала в центр мира мы ставили Землю, потому что на ней живем, затем поставили Солнце, потом переместили этот центр куда-то вовне и, наконец, просто в никуда. Первый сдвиг нашего мышления мы назвали «коперниканской революцией», но этот образ затрагивал лишь наши познания. Суета сует: мы ведь принимали себя за Солнце!
Сегодня, в реальности нашего существования, мы вынуждены покинуть центр мироздания и поместить как себя, так и наш мир где-то на периметре этого саморегулирующегося круга. Оказавшись не в центре мироздания, человеческий нарциссизм пережил новое унижение…
О ДОГОВОРЕ С ПРИРОДОЙ
Призыв к договору с природой возник уже почти четверть века назад — в 1990 году. Предлагалось возвести Природу в ранг правового субъекта, завершая тем самым долгую и непростую историю, когда постепенно наделяли достоинством — коим первоначально обладали исключительно взрослые и свободные мужчины — рабов, иностранцев, различные меньшинства, женщин… Получалось, что все, кроме мира, могли бы в принципе принимать участие в политике и в том числе — преследовать кого-либо в судебном порядке. Но предложение не ограничиваться человечеством и допустить в эти взаимоотношения еще и мир вызвало десяток критических замечаний…
Небезосновательно утверждалось, что у нас нет ни одного свидетельства о том, что… договор [с природой] когда-либо может быть подписан. На что я вам отвечу, что знаменитый «Общественный договор» Руссо тоже никогда и никем не подписывался, ни людьми, ни странами.
О ПРАВАХ И СВОБОДЕ
Многие указывали нам, что мы не можем предоставлять права вещам. Только вот при этом они забывали, что уже на протяжении тысячелетий, да и в наши дни тоже, хозяева и владельцы рабов рассматривают их как рабочий инструмент или как лишенную всякой автономии пассивную вещь. Можно также вспомнить одного известного философа эпохи Просвещения, который определял брак как связь, при которой муж является субъектом, а жена — принадлежащим ему объектом. Так что для приобретения достоинства субъекта права зачастую приходится преодолевать этот непреодолимый барьер: да, объект превращается в субъект, получив свободу. В сущности, именно это сегодня и происходит с миром. А мы к этой необходимости остаемся слепы.
Я прекрасно могу представить себе судебное разбирательство между Национальным парком Йелоустоун в США или Национальным парком в Пиренеях и их неправомерными пользователями. В одной из своих книг я даже предлагал, чтобы Земля, Воздух, Вода и Огонь стали такими же субъектами права, как и всё Живущее. И даже субъектами политическими.
О ПРИРОДЕ И ИСТОРИИ
Глобальная история проникает в природу, а глобальная природа проникает в историю —
и для философии это что-то доселе невиданное.
На планете Земля теперь правит не столько человек как индивид и субъект, древний героический воин философии и носитель прежнего исторического сознания… сколько огромные тектонические плиты человеческой массы.
Так называемые развитые нации не сражаются больше между собой. Они все сообща сражаются с миром. Война в мировом масштабе, да еще и в квадрате, поскольку весь мир, в смысле людей, наносит урон миру — в смысле вещам. А значит, нам нужно стремиться заключить мир.
О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРАВЕ
Следует пересмотреть современное естественное право, негласно полагающее, что только человек, будь то индивидуум или группа, может быть субъектом права. Ведь это тоже паразитизм.
В Декларации прав человека справедливо заявляется о «всяком человеке», но ее слабость
в мыслях «только о человеке», о человеке и только. У нас нет весов, на которых бы взвешивались наши отношения с миром. Весов, на которых бы вещи являлись правовыми
субъектами, а не просто пассивной опорой присвоения, даже коллективного. Право пытается ограничить злоупотребляющий паразитизм между людьми, но ничего не говорит о таком же действии по отношению к вещам. Если сами объекты станут правовыми субъектами, весы тут же придут в равновесие.
В сущности, Земля говорит с нами на языке сил, связей и взаимодействий, и этого хватит для заключения договора. А значит, каждая из сторон нового симбиоза, по праву и под страхом смерти, должна гарантировать другой стороне жизнь.